Пора принимать меры!
BIPAR приветствует инициативу Комиссии приступить к судебному разбирательству в отношении 10 стран-участниц ЕС, которые до сих пор не внедрили Директиву ЕС по страховым посредникам (IMD) в законодательство своих стран.
12 октября 2005 года в Еврокомиссии было принято решение отправить 10 странам-участницам ЕС аргументированные заключения2 по факту задержки внедрения Директивы ЕС по страховым посредникам (далее Директива или IMD). В каждой из этих 10 стран должны были принять национальное законодательство с учетом нормы IMD, а затем своевременно уведомить об этом Еврокомиссию, но фактически обязательство не выполнено.
Все страны-участницы ЕС были обязаны внедрить IMD до 15 января 2005 года. Данная Директива позволяет страховым посредникам осуществлять свою деятельность на территории Европы на основании лицензии, выданной в стране их регистрации, при условии значительного улучшения защиты прав потребителей данного региона. Однако по истечении 10 месяцев после установленного последнего срока всего 60% стран-участниц внедрили IMD. По результатам последнего контроля за транспонированием, проводимого 1 октября 2005 года, выяснилось, что данная норма является одной из наиболее пассивно внедряемых мер Плана по развитию финансовых услуг (FSAP), принятого главами правительств в июне 1999.
По мнению BIPAR неудовлетворительное состояние процесса внедрения ведет к большой юридической неопределенности и путанице касательно “паспортных” прав, которые Директива предоставляет посредникам. Для посредников, зарегистрированных в одной из стран-участниц ЕС, запоздавшей при внедрении Директивы, представленный в IMD механизм не сможет работать должным образом, а сами посредники не смогут пользоваться преимуществами владения Европейского паспорта.
Несмотря на истечение срока внедрения Директивы (2 года), BIPAR совместно с национальными ассоциациями, настоятельно советует правительствам стран, опоздавших внедрить Директиву, приступить к внедрению данной нормы незамедлительно с целью обеспечения здорового функционирования Единого Рынка страховых посредников.
На сегодняшний момент, после 10 месяцев работы с Еврокомиссией по принятию мер для обеспечения внедрения IMD, Дэвид Харари, Председатель комитета ЕС в BIPAR, приветствует решение Комиссии приступить к судебному разбирательству в отношении 10 стран-участниц ЕС, опоздавших с внедрением IMD. “Я от себя лично и от лица BIPAR хочу поздравить и поддержать сегодняшние усилия Еврокомиссии по обеспечению немедленного внедрения IMD. Данная мера является существенной для того, чтобы Единый Рынок стал значимым. Эта норма приведет к правильному регулированию посредников на территории Евросоюза”,- выразился г-н Харари.
В соответствии с Директивой, с 15 января 2005 года страховые посредники на основании их регистрации в стране проживания, могут осуществлять свою деятельность, а также открывать филиалы на территории других стран-участниц ЕС, руководствуясь принципом свободы предоставления услуг, при этом гарантируя высокий уровень защиты интересов своих клиентов.
Представители BIPAR на протяжении многих лет проводили работу с европейскими властями по лоббированию принятия общих правил для страховых посредников на уровне Евросоюза, а также активно участвовали в процессе написания и согласования Директивы. Поэтому BIPAR приветствует принятие нормы, которая после полного и правильного внедрения, позволит посредникам обслуживать своих клиентов и на территории других стран-участниц ЕС, что на сегодняшний момент происходит все чаще. В тоже время, страховые посредники смогут способствовать своим клиентом в получении преимуществ от большого ассортимента страховых продуктов, предлагаемых Единым Рынком Европы. А также, посредники будут играть важную роль катализатора в конкурентной борьбе на европейском уровне.
Тем не менее, BIPAR сожалеет по поводу того, что многие страны- участницы ЕС задерживают внедрение Директивы и тем самым тормозят достижения Единого Рынка страховых посредников. На самом деле страховые посредники тех стран, где процедура регистрации в соответствие с IMD еще не вступила в силу, лишены своих “паспортных” прав, которыми они теоретически должны были обладать с 14 января 2005 года. Регулярно в офис BIPAR поступает информация о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются такие страховые посредники при попытках использовать IMD паспорт. Примером может служить ситуация, в которой недавно оказались французские посредники. Они не смогли воспользоваться своим паспортом для работы в Великобритании и Испании, получив отказ от властей этих стран.
Представители BIPAR уверены, что даже сейчас, когда еще не все страны внедрили IMD, необходимо дать возможность всем посредникам ЕС воспользоваться “паспортными” правами. С этой целью BIPAR обратился в Европейский Комитет по страховому надзору и надзору за профессиональными пенсиями (CEIOPS) для согласования временного соглашения, по которому все посредники Евросоюза смогут познать преимущества работы на Едином Рынке. Также BIPAR предлагает Комитету CEIOPS совместно с Еврокомиссией опубликовать четкую информацию по последствиям позднего внедрения IMD, а также изложить возможные решения, разработанные странами-участницами ЕС, чтобы ограничить негативное воздействие на осуществление посредниками трансграничной деятельности.
В соответствии с судебной практикой Европейского Суда, посредники могут, ссылаясь на прямое действие IMD, потребовать возмещения убытков от тех стран, на территории которых они не смогли осуществить свою деятельность. Потребители страховых услуг также могут потребовать от этих же стран возмещения убытков на основании невозможности получить защиту, которую гарантирует IMD.
По словам Пола Карти, заместителя Председателя комитета ЕС в BIPAR, Единый Рынок страхования не станет реальностью и будет считаться мертворожденным до тех пор, пока Директива не будет полностью внедрена. Ее внедрение позволит страховым посредникам, являющимся, по сути, двигателями рынка, беспрепятственно предлагать свои услуги на рынке Евросоюза.